Вопросы и ответы

ВЕРСИЯ САЙТА ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями. Участвовать в голосовании

 Министерство здравоохранения Республики Коми

 Электронное правительство ГОСУСЛУГИ

 

 

Яндекс.Погода

 

 

 

 

 

Педагогическая деятельность

В государственном учреждении Республики Коми «Ухтинский дом ребенка специализированный» воспитываются дети от 2 месяцев до 4 лет. С детьми работают опытные педагоги: воспитатели, логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель. Всего 36 педагогов, высшее образование имеют 13 человек, средне-специальное - 23, учится в институте – 2 педагога. Высшую категорию имеют 5 педагогов, первую 5 человек.

В Доме ребенка функционируют 5 групповых комнат, музыкально-физкультурный зал, комната социально-бытовой ориентировки, два логопедических кабинета, сенсорная комната, домашняя комната.

В учреждении создано отделение ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам.

Основной целью отделения является создание условий, обеспечивающих оптимальное развитие и адаптацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, профилактика инвалидизации или снижение выраженности ограничений жизнедеятельности, укрепление физического и психического здоровья, интеграцию семьи ребенка в общество.

Педагогическая деятельность направлена на создание условий, при которых педагоги, работая с детьми, становятся наиболее близким для этих детей людьми, к которым они привыкают и чувствуют себя более защищенными, уменьшают стрессовые состояния.

При проведении педагогических мероприятий педагоги учитывают не столько возраст, сколько состояние здоровья, уровень развития ребенка, его психические особенности.

Для решения задач по социальной адаптации детей в Доме ребёнка создана оптимальная предметно-развивающая среда, способствующая эмоциональному благополучию и обеспечивающая комплексное развитие воспитанников.

Работа педагогического персонала является важным звеном в комплексной реабилитации детей и проводится в тесной взаимосвязи с медицинским персоналом.

Педагогический персонал и узкие специалисты в своей работе учитывают медицинские диагнозы детей, обращаются за консультацией к врачам, совместно наблюдают за особенностями адаптации детей к Дому ребенка и их развитием. Коррекционно-развивающая работа является составной частью комплексной реабилитации и направлена на максимальное приближение развития ребенка к норме и профилактику отклонений. Занятия строятся с учетом индивидуальных особенностей, зоны актуального и ближайшего развития, эмоционального настроя ребенка.

Воспитательно-образовательную и коррекционно-развивающую работу в Доме ребенка осуществляют: старший воспитатель, логопеды, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель.

Старший воспитатель:

1) оказывает методическую помощь педагогам;

2) подбирает методический материал и следит за правильным оборудованием групп, методического кабинета;

3) осуществляет взаимодействие педагогических и медицинских работников;

4) оценивает качество и устойчивость результатов воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

 

Логопед:

1) осуществляет обследование воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них нарушений в развитии;

2) осуществляет коррекционно-развивающую работу через индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия;

3) участвует в педагогических мероприятиях, работает в тесном контакте с воспитателями и специалистами;

4) консультирует педагогических работников и родителей по применению специальных методов и приёмов оказания коррекционной помощи детям.

Логопедами при обучении используется разнообразный материал для стимуляции и развития слуховых, зрительных, тактильно-вибрационных кинестетических ощущений и голосовой активности детей.

 

Педагог-психолог:

1) оказывает помощь детям в адаптации;

2) проводит психологическую диагностику, предлагает педагогам по ее результатам необходимые рекомендации;

3) проводит коррекционно-развивающую работу с детьми;

4) организует психолого-диагностическую и психокоррекционную работу с семьями воспитанников;

5) проводит консультативную работу с педагогическим персоналом;

6) направляет профессиональную деятельность на создание социально – психологических условий для комфортного пребывания детей в учреждении.

Педагог-психолог проводит занятия с детьми в сенсорной комнате, которая способствует психологической разгрузке и релаксации детей, что благоприятно отражается на его психоэмоциональном развитии.

 

Музыкальный руководитель:

1) развивает музыкальные и творческие способности воспитанников в различных видах деятельности, исходя из возрастных и индивидуальных возможностей каждого ребёнка с нарушением речи;

2) развивает слуховое восприятие, темп, ритм, силу голоса;

3) способствует развитию звуковой культуры речи воспитанников;

4) формирует эмоциональную отзывчивость;

5) развивает мелкую и общую моторику.

 

Воспитатель:

Воспитатели осуществляют образовательную деятельность на протяжении всего времени нахождения ребенка в Доме ребенка, а также закрепляют пройденный материал в совместной и игровой деятельности, во время бесед с детьми, наблюдений с ними, в индивидуальной деятельности.

Воспитатели ведут режимные моменты в группе: утреннюю гимнастику, завтрак, занимательную, свободную и активную деятельность детей, прогулки, экскурсии, наблюдения, обед, дневной сон, закаливание и гигиенические процедуры, ужин, укладывание детей спать. В процессе выполнения всех режимных моментов воспитатели проводят наблюдение и изучение детей, по результатам которых складывается представление о каждом ребенке: преобладающее настроение, аппетит, сон, поведение, коммуникативная культура, сильные и слабые стороны личности, сформированность навыков самообслуживания и т.д.

В систему оказания коррекционной помощи детям включены занятия по логоритмике с детьми 2-3-х летнего возраста, которые совместно проводят логопед и музыкальный руководитель 1 раз в неделю. Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки и включают пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры, упражнения на развитие внимания, танцы, ритмические игры с музыкальными инструментами. Такая комплексная форма предупреждает речевые нарушения у детей и способствует развитию личности в целом.

В учреждении функционируют психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПк). Определен порядок деятельности и контроль за работой. В состав ПМПс входят: врач-педиатр, врач-невролог, педагог-психолог, логопед, старший воспитатель. Специалисты коллегиально выявляют актуальную проблему развития ребенка и разрабатывают индивидуальную карту медико-социально-психолого-педагогического сопровождения ребенка.

В практической деятельности педагогического персонала широко применяются современные педагогические технологии:

– личностно-ориентированные, с помощью которых создается атмосфера любви, заботы, сотрудничества, условия для творчества и самоактуализации личности;

– здоровьесберегающие, способствующие укреплению здоровья детей, формированию у них навыков здорового образа жизни. Реализуются через использование разнообразных методов и приемов (физические упражнения с использованием игрового уличного комплекса; упражнения на снятие нервного напряжения у детей, на развитие эмоциональной сферы; дорожки здоровья; босохождение; проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий по графику; воздушные ванны в облегченной одежде, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, массаж лицевой и губной мускулатура);

– игровые, являющиеся ведущими для детей дошкольного возраста. Игровые приемы, используемые в различных видах деятельности, повышают интерес и мотивацию к обучению: в игре ребенок учится общаться с миром, начинает лучше понимать его, в игре раскрываются его возможности;

Формы работы с детьми с нарушениями слуха:

- индивидуальные занятия;

-сюжетно-ролевые игры, тематические развлечения, концерт, интегрированные занятия;

- дополнительные формы: экскурсии, дополнительные индивидуальные занятия;

-вспомогательные формы: утренники, праздники.

Методы обучения (методы организации и осуществления образовательно-развивающей деятельности):

 а) перцептивные — методы словесной передачи и слухового (беседа) и (или) зрительного восприятия образовательного материала и информации по организации и способу его усвоения, метод работы с дидактическими играми; наглядные и практические методы:

 б) гностические - проблемно-поисковые, исследовательские; логические; использование мультимедиа средств и флеш-игр на занятиях, создания эмоционально-нравственных ситуаций, ситуаций занимательности, удивления; сопоставления научных и житейских толкований, например явлений природы; Методы воспитания: информационные методы — беседа, использование средств массовой информации, чтение художественной литературы и рассмотрение произведений искусства, Интернет-сети, примеры из окружающей жизни, личный пример педагога, экскурсии, встречи;

в) практически-действенные методы — приучение, упражнение, тренинги, воспитывающие и нравственные ситуации, игра, ручной труд, изобразительная и художественная деятельность; нетрадиционные методы — арттерапия (коррекционно-педагогическая помощь средствами искусства), логоритмика;

г) побудительно-оценочные методы - педагогическое требование, создание ситуации успеха, поощрение.

Специалисты Дома ребенка для упражнения ребёнка в зрительно-двигательной координации, развития логического мышления, памяти, внимания, речи, совершенствования  графических навыки используют в своей работе коррекционный прибор «Светлячок»

В логопедической работе с детьми используется планшет с подсветкой для рисования песком. Игры с песком в логопедической работе позволяют снять внутреннее напряжение у ребенка, повышает уверенность ребенка в себе и открывает новые пути развития. Взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активизируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.

Цели песочной терапии

  1. Эмоциональное благополучие ребенка.
  2. Самоактуализация.
  3. Развитие мелкой моторики.
  4. Коррекция речевых нарушений.

В логопедической работе с детьми используется программно-дидактический комплекс Логомер-2. С его помощью логопед проводит обследование детей, развивающие и коррекционные занятия.

Таким образом, применяя различные методы коррекционного воспитания, сотрудники получают максимально эффективную модель работы с детьми, воспитывающихся в условиях Дома ребенка.

Мы все делаем ради наших детей и хотим, чтобы их дальнейшая жизнь сложилась благополучно!

Государственное учреждение Республики Коми «Ухтинский дом ребенка специализированный»
Официальный сайт  www.gurkudrs.ru